Винтаж последнее время уверенно утвердился на пике популярности. Слово это у всех на слуху; разделы винтажных вещиц появились и в крупных супермаркетах, и на больших торговых площадках.
**************************************** ************
Одно из основных направлений моей деятельности – коллекционирование и продажа
винтажных флаконов для духов, баночек для кремов и прочих косметических «штучек».
Нередко я сталкиваюсь с тем, что у нас с клиентом возникло недопонимание именно
в этой области: несмотря на то, что слово «винтаж» вроде бы все знают, многие до сих
пор не понимают, «с чем его едят», а главное – КАК надо правильно выбирать и покупать
винтажные вещи.
Итак, сначала разберемся в том, что же такое винтаж. Винтаж – от французского
vintage, букв. «вино многолетней выдержки», «урожай определенного года» -
это «не новая вещь», выпущенная, однако, не вчера, и не имеющая ничего общего
с сэконд-хэндом. Как правило, возраст винтажного изделия начинается от 20 лет и
до 50-60 считая от нынешнего момента. Сегодня со словом "винтаж" мы ассоциируем
эпохи начиная с 40-х и заканчивая 70-ми годами прошлого века.
Некоторые определяют крайний возраст винтажа как 80. Например, флакон для духов
20-х годов – это уже антиквариат. Флакон 60-х гг. – винтаж. Грань между винтажом
и антиквариатом очень тонка для новичка, но совершенно ясна для профессионала:
это и стиль, и материалы, и качество, и степень износа, и, конечно же, цена.
Винтажные изделия могут быть в отличном качестве, но сам тип материалов, тип отделки,
стиль говорит нам о том, что вещь – не из «этого мира», «из другой эпохи».
Наиболее ценятся винтажные вещи, ярко отражающие стиль своего времени, в типе
ли выделки или внешних очертаниях, а также различные «забавности». Винтаж – это
завтрашний антиквариат, поэтому любая такая покупка – это нередко отличное
вложение денег: винтаж не дешевеет со временем, в отличие от магазинной вещи,
а дорожает.
Так как же выбирать и покупать винтаж? Дам несколько очень простых советов.
Казалось бы, это "общее место", но я не раз убеждалась, что многим такие советы
могли бы быть полезными.
1. Не ожидайте от винтажного изделия качества нового. Правило работает в обе
стороны: во-первых, нередко материалы в старинных вещах куда качественней
и дороже, нежели в новых. В 70-е годы не было принято делать все, что можно
и нельзя, в Китае, потому американский палантин – это действительно американский
палантин, а французская бутылочка – действительно с французской фабрики.
Зато вещь не будет выглядеть как только что сошедшая с конвейера:
все-таки ей несколько десятков лет. Если вы повышенно брезгливы,
не покупайте винтаж, так как даже по абсолютно чистому, без дефектов
изделию все равно видно, что оно выпущено "не в этом году".
2. Обязательно спросите у продавца, какие у вещи есть дефекты, ДО покупки.
Винтажные вещи, как правило, не принимаются к возврату. Очень важно задать
все интересующие вас вопросы вовремя, при необходимости – попросить дополнительные
фото. Узнайте также, в «рабочем» ли состоянии вещица: прекрасно выглядящие
на фото вещи часто имеют утерянные «механизмы» - брошь не прикалывается,
бутылочка не открывается, в супнице трещина через все днище и пр.
3. Винтажное изделие – совершенно не обязательно было выпущено Dior или Cartier,
при этом цена на вещь «обычной марки» может быть вполне сравнима с ценой
на изделия «высоких марок» винтажного состояния. Это абсолютно нормально:
винтаж оценивается по качеству и красоте, а также – по возрасту и, конечно,
по возможности дальнейшего использования. Винтаж – будущий антиквариат,
а антикварное изделие от безвестного, но редкого мастера порой становится ценнее,
чем растиражированные вещи «дорогих фирм», хотя это и не общее правило.
Поэтому: покупая винтаж, ориентируйтесь на свой вкус и кошелек, свои потребности,
а не на «понты». Можно сделать очень удачную покупку на маленькой
деревенской ярмарке, а можно неудачно "затовариться" сережками знаменитого
производителя, которые были выпущены в таком количестве, что уже у всех "в
зубах навязли".
4. Некоторые винтажные изделия имеют дефекты, видимые невооруженным взглядом.
Если продавец утверждает, что эти дефекты можно легко устранить, то
задумайтесь: любите вы или нет возиться с реставрацией? Если вы не относитесь
к той категории покупателей, кто получает истинное наслаждение от «переделок»,
то выберите лучше вещь в отличном состоянии.
5. В то же время потертости, небольшие сколы и малозаметные, не портящие общего
впечатления от изделия изменения окраски - это НЕ недостаток. Про такую вещь
говорят: "она в хорошем винтажном состоянии", что означает - дух времени витает
над ней, и с новой ее никак не спутаешь. Не все любят такие вещи, но при этом
многие покупатели специально выискивают вещи со "следами времени", которые
НЕ изменяют практических свойств изделия. Подобные вещи уместны в интерьерах
определенного стиля (бохо, прованс, ретро, викторианский стиль, английский
стиль, эклектика, рустик) и в некоторых ансамблях одежды.
6. Не стоит думать, что если вещь в идеальном состоянии, то вас обманывают.
Чем дальше мы уходим по шкале Времени от нынешнего момента, тем меньше товаров
производилось, и тем аккуратней наши предки обращались с вещами. Даже
одежда – что говорить о мебели, стекле, керамике, металле – передавалась из
поколения в поколение. При возникновении сомнений – приглядитесь к качеству
выделки мелких деталей, к самим материалам. Любая небрежность (вроде оплывов
клея) может говорить о том, что вещь переделывали или «дополняли» -
я встречалась со старинной брошью от Trifari к которой приклеили современные стразы...
7. Не гонитесь за дешевизной. Винтаж – это НЕ дешевая покупка в большинстве
случаев. Низкая цена при высоком качестве изделия якобы редкой марки должна
вас насторожить. Продавец должен не только выставить этот товар на продажу –
он должен сначала отыскать его на аукционе или ярмарке; выбрать между
несколькими схожими; отмыть и отчистить, что занимает иногда несколько дней;
сфотографировать... Работать с винтажем – это очень непросто и очень долго.
Однако низкая цена может быть выставлена на «часто встречающийся» винтаж,
на вещи, которые продавец получил «в довесок» к остальной покупке, на вещи
с дефектами, которые продавец не может устранить. Кстати, «недорогой винтаж» -
не значит «плохой». Однако же флакон от Lalique 30-х гг. прошлого века за 1000
рублей – это не недорого и не «выгодно», а попросту «поддельно».
8. Винтаж – штучное изделие. Спрашивать, не будет ли «десятка» подобных же со
скидкой, чаще всего бесполезно. Впрочем, могут найтись "похожие".
9. К сожалению, вещества имеют куда меньшую сохранность, чем оболочка.
Покупая винтажную косметику или духи, внимательно расспрашивайте
о состоянии изделия. В зависимости от условий хранения, запах может меняться
до неузнаваемости.
10. Будущая стоимость винтажного изделия, когда оно станет антикварным,
определяется его комплектностью. Если вы рассматриваете покупку как возможное
вложение денег - обращайте самое пристальное внимание на комплектность изделия.
Нередко детали утеряны; но куда хуже, когда они заменены деталями современного
производства, особенно - деталями неснимаемыми. Пример: бутылочка, в которой
недостающая крышечка заменена лепным украшением из полимерной глины, уже
НЕ считается отдельным винтажным изделием и ее ценность никогда не будет связана
с ее возрастом, происхождением и т.п. Перекрашенная, перетянутая мебель,
оклеенные мозаикой или стразами горшки и посуда, вещи с приваренными
металлическими новыми элементами для "украшения" - уже не винтаж. Реставрация
винтажа проходит сугубо в рамках восстановления его изначального состояния.
Это не значит, что вещь не имеет никакой ценности, конечно же, потому что
красивая вещь бывает куда ценнее, нежели просто антикварная, и такие случае
нередки; однако вы должны это учитывать, чтоб вас не постигло разочарование
при попытке перепродажи, потому что некоторые переделки выглядят куда
хуже, чем даже потертый оригинал... И, кстати, хорошая переделка всегда стоит
весьма дорого. Пример удачной переделки - старинная скрипка, отделанная мозаикой:
Пример переделки старинных часов, на мой взгляд - неудачный:
11. Винтаж выбирают сердцем, и это - самое главное правило!
Комментариев нет:
Отправить комментарий